ВЫЯВЛЯЯ ЛУЧШИХ,
    РАЗВИВАЕМ ВСЕХ!
8 (473) 251-26-05
  • Автономная некоммерческая организация «Агентство региональных социально-экономических проектов» - первая региональная исследовательская структура в Центральном федеральном округе (ЦФО).
  • АНО «АРСЭП» специализируется на рейтинговых оценках региональных политических акторов, госструктур и коммерческих предприятий в ЦФО, определяя лидеров в каждом изучаемом сегменте.
  • АНО «АРСЭП» исследует социально-экономическое развитие регионов и уровень благополучия населения ЦФО, выявляет и распространяет эффективные практики работы региональной и местной власти.

Школа передового опыта регионов ЦФО

Методологический раздел Школы передового опыта регионов ЦФО

С момента своего образования ЦФО стал одним из наиболее благополучных с точки зрения социально-экономического развития макрорегионов России. Однако в рамках самого Центрального федерального округа последовательно прослеживается межрегиональная контрастность в развитии областей. По большому счету, в Центральном федеральном округе есть 3-4 успешно развивающихся региона, при наличии как регионов с разнонаправленными трендами развития, так и регионов проблемных и стагнирующих[1]. Соответственно, наличие экономических и социальных различий между областями Центрального федерального округа создает большую проблему, поскольку только с определенной долей условности можно говорить о едином социальном пространстве округа, что в свою очередь нарушает конституционные права граждан с одной стороны, и с другой – подрывает основы социальности российского государства.

Таким образом, особенности региональных политик в рамках одного федерального округа, влияющие на формирование и расширение контрастности социально-политического и экономического развития субъектов РФ, детерминируют исследовательскую проблему по их изучению.

В этой связи объектом проводимого исследования  становятся региональные политики 17 областей Центрального федерального округа.

Предмет исследования – особенности, приоритеты и способы реализации региональных политик, определяющие наиболее успешные и наиболее уязвимые социально-экономические практики, а также динамику, вектор и сбалансированность развития территорий  областей в целом.

Цель исследования – выявление и систематизация успешных социально-экономических практик и проблемных зон в реализации региональных политик в 17 областях ЦФО.

Для достижения поставленной цели исследования предполагается решение следующих задач:

1) изучение системы практик реализации социальной политики в регионах;

2) определение дисфункций региональных органов власти и управления в реализации социальной политики;

3) анализ условий и преград для  инфраструктуры привлечения инвестиций в регион;

4) изучение особенностей поддержки инновационного предпринимательства в областях;

5) выявление особенностей развития малого бизнеса и движения потребкооперации в регионах;

6) определение приоритетов реализации региональных практик в сфере АПК;

7) анализ системы обратной связи с населением и структурами гражданского общества в регионе;

8) систематизация наиболее успешных практик в общественно-политической и экономической сферах развития каждой из 17 областей ЦФО;

9) систематизация бюрократических дисфункций реализации практик  региональных политик в каждой из 17 областей ЦФО.

В качестве методологической основы проведения исследования избран многоступенчатый опрос экспертов по методике Делфи. Опрос проводится методом телефонного экспертного интервьюрования на основе полуформализованной анкеты. Глубинное интервью с экспертами из регионов позволит, с одной стороны, учесть специфику каждой из территорий, с другой стороны, соблюсти географический баланс в рассмотрении социально-экономических особенностей развития областей ЦФО.

В качестве респондентов приглашаются минимум по 7 экспертов  в каждой из 17 областей ЦФО из числа журналистов, публицистов, экономистов, политологов социологов, руководителей некоммерческих организаций (в общей сложности не менее 119 человек). На начальном этапе на основе мониторинга федеральных и региональных СМИ формируется пофамильный список респондентов в количестве 2-3 человек в каждом из регионов с целью выявления лиц, с определенной периодичностью выступающих с публичной оценкой социальных, экономических и политических аспектов развития территорий. Критериями отбора экспертов является выделение трех признаков: род занятий, стаж работы и уровень квалификации по интересующему нас профилю. Далее самим экспертам, согласно методу «снежного кома», предлагается назвать еще несколько человек, отвечающих заявленным критериям[2].

Полученный список экспертов ранжируется в соответствии с изначально выделенными критериями (род занятий, стаж работы и уровень квалификации по интересующему нас профилю) по трехступенчатой ранговой шкале («высокий» - 1 балл, «средний» - 0,5 баллов, «низкий» - 0 баллов). Среднеарифметическое выставленных баллов и есть совокупный индекс компетентности экспертов. Шкала оценки компетентности экспертов в соответствии с критериями отбора варьируется от 0,5 до 1. Таким образом, в итоговую экспертную группу входят эксперты с уровнем компетентности не ниже 0,5 баллов.

 

 

При публикации материала обязательно следующее указание: При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.



[1] 17 областей ЦФО в зеркале оценок АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов». – Воронеж: АРСЭП, 2012. – 134 с.

[2] Корнева Ю.С. Методология проведения социологических и маркетинговых исследований / Ю.С. Корнева. – Воронеж: ПЦ «Terra Copy», 2012. – 50 с.

Экономическое развитие

В информационном общероссийском пространстве сложилось четкое и устойчивое представление о том, что Белгородская область – образцовый регион Центральной России, уверенно занимающий лидирующие позиции по большинству макроэкономических показателей. И Белгородская область ежегодно подтверждает свой статус и лидерство.

Читать далее >>

Инвестиции

Главными компонентами сложившейся системы привлечения инвестиций в Белгородскую область следует считать, прежде всего, четкое стратегическое видение равномерного развития территории региона, стабильность социально-политической ситуации в регионе, не испытывавшей на себе громких резонансных внутриэлитных конфликтов.

Читать далее >>

Инновации

Инфраструктурному обеспечению инновационной деятельности в Белгородской оласти уделяетс довольно большое внимание, в том числе и в рамках научной школы национального исследовательского государственного университета. Существенная инфраструктурная поддержка инновационной деятельности происходит и на базе Белгородской интеллектуально-инновационная системы.

Читать далее >>

Сельское хозяйство

Природно-климатические условия белгородского региона и профессиональная команда управленцев аграрного сектора определили важнейший вид экономической деятельности в области. Белгородская область за последние годы полностью заполнила нишу по производству мяса в целом, мяса птицы и свинины и полностью удовлетворяет продовольственные потребности населения региона.

Читать далее >>

Малый бизнес

Комплексная поддержка фермерства выгодно отличает Белгородскую область от других регионов в плане развития уникальных форматов самозанятости населения. В остальном же малое предпринимательство в регионе во многом обладает чертами, присущими большинству российских регионов.

Читать далее >>

Социальное развитие

В отношении социосферы Белгородской области эксперты высказывали, пожалуй, самые позитивные оценки в сравнении с оценками своих коллег из других регионов. Так, в частности, отмечалась благоустройство населенных пунктов, развитие спорта, культуры, строительство бассейнов, дворцов культуры на территории Белгородской области. За последние годы в этих сферах удалось выстроить развитую инфраструктурную сеть.

Читать далее >>

Народосбережение

Опрошенные эксперты отмечают наличие результативных попыток органов региональной власти и управления в реализации практик народосбережения. Особый подход в «выращивании» и подготовке кадров, ориентирующий молодежь оставаться в родном регионе, работа с приезжающим экономически активным населениям, а также комплекс мер, направленный на повышение качества жизни – все это свидетельствует в пользу позитивной оценки усилий региональной власти и управления в вопросе народосбережения.

Читать далее >>

Самоуправление, обратная связь

Система обратной связи органов власти и управления с населением в Белгородской области впитала в себя все традиционные современные каналы, включающие как непосредственные, итак и опосредованные механизмы взаимодействия.

Читать далее >>

Вопросы эксперту

kos

Константин ЧАПЛИН, руководитель портала "Четыре пера": "Создание агрогородков в Воронежской области позволить достичь социально-экономического прогресса"

Сельское хозяйство – такая отрасль экономики, которая будет развиваться всегда не интенсивно, а экстенсивно. Темпы развития сельского хозяйства всегда будут иметь определенный предел.
Читать далее >>
eb243166c42922601297f626f112048d

Ирина БОГОМОЛОВА, доктор экономических наук, профессор: "Инвестиции должны быть социально ответственными"

По привлекаемым инвестициям Воронежская область занимает ведущие позиции в стране. Губернатор области и региональная власть делают достаточно много для того, чтобы инвестиционный климат был менее рискованным, чтобы привлекаемые инвестиции были выгодны всем: частным инвесторам, зарубежным инвесторам, самому региону.
Читать далее >>

Оперативный рейтинг регионов ЦФО

1 March 2014
  • +5 Тверская область
  • -1 Тульская область

Малый бизнес

Комплексная поддержка фермерства выгодно отличает Белгородскую область от других регионов в плане развития уникальных форматов самозанятости населения. Далее...
5 октября 2013

Социальное развитие

В отношении социосферы Белгородской области эксперты высказывали, пожалуй, самые позитивные оценки в сравнении с оценками своих коллег из других регионов. Далее...

Народосбережение

Опрошенные эксперты отмечают наличие результативных попыток органов региональной власти и управления в реализации практик народосбережения. Далее...

Инновации

Существенная инфраструктурная поддержка инновационной деятельности происходит и на базе Белгородской интеллектуально-инновационная системы. Далее...

Цитаты

a 81c71e90
Аркадий МИНАКОВ
доктор истор.н., директор Зональной научной библиотеки Воронежского госуниверситета, автор магистерской программы «История православной церкви»

"Реальное измерение исторического и человеческого бытия столь же важны, как и работа над проблемами в социально-экономическом, военном, дипломатическом и других направлениях, поэтому изучение истории христианства и изучение истории Церкви необходимы для специалистов гуманитарного профиля".

e784376463777069ada43b477599b7e2

Ставка на сельское...

1345193529 esonomis

Ивановская область –...

tula

Отстававшая всегда Тульская...

c 7 1

Калужская область названа...